Избранные мысли о танцевально-двигательной терапии

Только ленивый вербальный терапевт не спросил у меня, из какой идентичности я работаю: «Так все-таки аналитической? Или танцевально-двигательной?»

Это все равно, что у ребёнка спросить, кого он больше любит: папу или маму?

Ну, или представить, что во время работы я буду смотреть поочерёдно то левым, то правым глазом, и никогда обоими.

Даже если мы не двигаемся с клиентом, все происходящее в сессии я вижу как хореографию, где между нами меняется ритм, темп, позы, взаимоотношение в пространстве, уровни, зрительный контакт, расстояние.


***


Когда я танцую и двигаюсь, то возвращаю себе тело как ресурс, как источник удовольствия, всегда доступной радости.

Из своей работы я вижу, что иногда отношения с собственной телесностью бывают очень напряженными и тогда спонтанное движение переживается как небезопасное, так как оно потенциально может открыть доступ к чувствам.

Танец отличается от других видов творчества тем, что мы создаем нечто самими собой, у нас нет опосредованного инструмента, между танцующим и пространством нет никаких прослоек. Танец приглашает нас к большой уязвимости и открытости. За это он дарит свободу и ощущение себя живыми, настоящими.

Мы так много живем в голове, что нам жизненно необходимо возвращаться в тело. Но если дома, в теле, небезопасно, то куда возвращаться? Все-таки в тело. И постепенно налаживать диалог. Через осознанное движение, наполненное бережным вниманием и дыханием идти в те части тела, которые замерли, не чувствуются, напряжены – распускать их в танце, оживлять мягким потоком. Возвращать себе ощущение границ, целостности тела, опоры внутри тела. Тогда чувства, которые живут в теле (и чувствуются телом, никаких других способов проживать чувства нам не выдали), не будут так пугать, не будут затапливать.

Поразительно, но мы сдерживаемся не только от переживания «негативных» чувств, желанные чувства радости, влечения, любопытства - могут пугать не меньше. Чем надежней сосуд для наших чувств – наше тело, тем легче нам пропускать через себя разные чувства. И не ассоциироваться с ними. Давать им место. Проживать их. И отпускать.


Я часто слышу, что на моих танцевальных занятиях люди плачут. Я спрашиваю танцоров, что стоит за этим слезами. Тихая печаль, которая давно искала выхода. Облегчение. Освобождение. Грусть, что так долго не было в жизни танца. Радость встречи с собой.

Благодарю танец за те дары, которыми он щедро осыпает смелых танцующих.

Если у вас давно не было моря, больше танцуйте!



***


80% коммуникации содержит невербальные послание. Вербальные терапевты тоже обращаются к невербальным посланиям, иначе они не работали бы с глубинными конфликтами, кризисами, расстройствами и травмами, просто это не привносится в осознание и не трансформируется через творчество. Хотя, мы знаем, что Юнг поощрял пациентов рисовать и даже танцевать. Поэтому я не вижу никаких противоречий в соединении модальностей слова и движения.

«Прототаксическая коммуникация предшествует символической коммуникации и осуществляется через ощущение и кинестетическую деятельность...Такие выражения нельзя точно интерпретировать или понять вне отношений "мать-младенец". Но при взаимодействии взрослых людей они по-прежнему отражают их основные эмоциональные потребности и состояния».

Это Полли Янг-Айзендрат (юнгианский аналитик, семейный терапевт, феминистка ) пишет о взглядах Гарри Салливена, американского психотерапевта, оказавшего колоссальное влияние на развитие психотерапии в целом. Оба товарища, замечу, не имеют никакого отношения к танцевально-двигательной или телесно-ориентированной психотерапии.



***


В смутное, наполненное тревогой, хаосом и растерянностью время творчество возвращает нас к жизни. Мне видится неслучайным такое количество флешмобов, посвященных изобразительному искусству, танцу, поэзии, кино. Творчество – это живой язык психики, позволяющий обрести форму тому сложному, для чего у нас пока нет слов, нет ясных мыслей.

Иногда творчество заставляет нас плакать – это благословенные слезы, слезы облегчения, отпускания.

Если мы сталкиваемся с чем-то непереносимым, сложным, тем, что невозможно понять и принять, творчество становится той живительной силой, которая размягчает, отогревает нас.

Пусть все движется, дышит, танцует – живет!



***


«Когда войдешь в ритм танца, упасть практически невозможно».
Джек Керуак

Танец это потеря баланса и обретение его, как правило, в новом месте и в новой форме. Я танцую свободно, когда не беспокоюсь о равновесии, когда не боюсь упасть. А падение, кстати, можно превратить в па-де-де, если доверять себе и своему партнеру.

После длительной терапии наступает ясность, что нет средств сделать свою жизнь совершенно безоблачной, всегда будут моменты огорчения и печали - моменты падения, но обретенный навык восстанавливать равновесие навсегда с тобой.

Танец научил меня не бояться падать.


***


«… слово «символ» происходит от греческого syn («вместе») + ballein («бросать») и означает совмещение противоположностей, объединение известного с неизвестным, неосознанным. «Симптом» происходит от syn («вместе») + pipto («падать»), или «два предмета, падающих вместе», а «быть врачом» означает «наклоняться над тем, кто упал» (т.е. заболевшим, с симптомом). Если понимать символ как указание на союз чего-то сознательного с чем-то неосознанным, можно также говорить, что он стимулирует эмоцию (e+movere), то есть, «двигаться» или «движение наружу» вегетативной нервной системы, как симпатической, так и парасимпатической ее частей. Это дает нам ключ к пониманию психосоматики: через символ можно достигать глубокого, труднопостижимого органического уровня сознания».
Денис Рамос

В танцевально-двигательной терапии есть особая часть работы, посвященная поиску полярной пары движений, из которой рождается третье — нечто новое, большее, чем сумма двух. Невроз — конфликт между двумя противоположностями. Выход из него — не выбор, а поиск третьего. Символическое движение открывает доступ к глубинному проживанию соединения противоположностей.

За бессмысленностью и безнадежностью, так же как и за болезнью, можно обнаружить дефицит символической жизни. Творчество — естественная часть психической жизни, продукт эволюции души человека — пространство исцеления. Акт творения — преображение буквального в символическое, придание смысла и ценности.


***


Из недавней обратной связи о занятиях услышала важное: «С тобой я танцую и не думаю о том, как я выгляжу, красивое это движение или нет, уместное ли оно, правильное ли; я наслаждаюсь собой танцующей; я свободна от каких-либо сравнений, в этом столько силы, чтобы быть проявленной».

Я думаю, моя фишка в том, что я не жду ни от себя, ни от других больших танцев. Поворот головы, взгляд, жест, дыхание, перенос веса со стопы на стопу – это уже танец. Достаточно того, что есть сейчас.

Мы всегда танцуем. Мы просто не всегда это осознаем.


***

Наглядное доказательство того, что мы все время танцуем — диафрагма. Смотрите какой красивый ритм: сердце, легкие, диафрагма – в своем темпе и направлении – а вместе музыка)

Кстати, во время продолжительного стресса диафрагма «дает сбой» и тогда, как вы видите, нет возможности «вдохнуть полной грудью». Поэтому внимательное осознанное дыхание – первая помощь при тревоге, стрессе, напряжении.



***


Для меня особая ценность танцевально-двигательной терапии в том, что она предлагает играть с образами буквально. Например, мы можем двигаться в границах или выходить за рамки. При этом границами могут служить верёвочки или камушки разложенные на полу; рамками - картинная рама.

Такое воплощенное проживание опыта здорово отключает рациональное мышление.


***

Отличный образ для активизации паттерна всеобщей телесной связанности - центр-периферия. Даже если вы никогда не были на занятиях ТДТ и не знаете, что за зверь такой -– этот центр-периферия, предлагаю немного поиграть: ощутить свой центр, потом внутренним вниманием нарисовать линии к своим шести конечностям (руки, ноги, голова, хвост – он же копчик) и затем подвигаться, потанцевать, напитывая эти линии, ощущая их объемными.

А потом походите по пространству со всеми этими ощущениями. Чувствуете разницу?


***

На своих занятиях я вижу, как иногда танцующие хотят пойти в экспрессивное выражение сложного чувства: смеси отчаяния, ярости, тоски. Это то, о чем (на мой взгляд) танцует женщина в этом соло.

Но я обычно останавливаю танцующих. Чтобы пойти в такое амплитудное во всех смыслах движение, нужно быть хорошо укорененным в теле.

Посмотрите, сколько силы в ее позвоночнике, как включен центр тела, какая мощная связь между центром и периферией, как она опирается на пол и отталкивается от него.

Для проживания и выражения сильных чувств, нам нужно крепкая психика и надежное тело, тело, которое мы хорошо слышим и которому доверяем.

И еще важный момент: целительным такое движение становится, если рядом есть кто-то, кто видит и принимает. Это, кстати, отражено в хореографии видео.

Другие заметки
Прелюдия к танцу
На замечательном вебинаре Джо Оливера и Ричарда Беннетта «Acceptance & Commitment Therapy: 100 Key Points and Techniques» в самом начале Рич провел очень необычную медитацию, текст которой поразил меня своей глубиной и пронзительностью. Оказалось, что это были стихи «Prelude to The Dance», автор – Oriah Mountain Dreamer.
Как выражать гнев и злость
Как понять, когда нарушили мои границы, а когда происходит здоровая конфронтация? как понять, другой выражает гнев ко мне или ведет себя агрессивно? как понять, в какой момент пора применить силу, чтобы защитить себя и до какого момента это защита, а когда защита превращается в агрессию?
Чем отличаются эгоизм и эгоцентризм?
Люди, которые выросли в требованиях отбросить свои желания, игнорировать их, служить интересам других людей, боятся превратиться в эгоцентриков. Не бойтесь, вам это не грозит. Если у вас уже есть укорененные ценности, они никуда не исчезнут.